м. «Автозаводская», ул. Ленинская слобода, д. 26 стр. 5, офис 2805
позвонить в офис +7(495)506-6074
позвонить арбитражному управляющему +7(985)129-2289

Минэкономики vs. Минфин

Министерством экономики были внесены на рассмотрение правительства поправки к закону "О несостоятельности (банкротстве)". Этот документ был значительно поправлен с технической точки зрения. Но, как оценили его впоследствии юристы, да и сами разработчики, он не содержит существенных инноваций. Важно отметить также, что Правительству был направлен вариант документа, так и не согласованный с Министерством. Дело в том, что ведомство Алексея Кудрина выразило протес против финансового оздоровления компаний, применяемого за счет отсрочки обязательных платежей в бюджет.

Надо сказать, что это уже третья редакция проекта поправок к Закону. И она все еще включает несколько крупных инициатив Минэкономики по реформированию института банкротства, созданного законодательно в 2002 году. В Министерстве особо подчеркивают, что этот проект направлен на финансовое оздоровление компаний, имеющих проблемы. Для этого в текст введены так называемые "реабилитационные процедуры". Так, например, финансовое оздоровление должно вводиться на срок не более 5 лет. Оно будет защищать должника от требований кредиторов по его заявлению. Предлагается разделить требования кредиторов на "классы" однородных обращений, при этом они также могут вести контроль над процессом "оздоровления" компании.

Предполагается также, что и проблемные компании суд может объединять в "предпринимательские группы". Согласно проекту предполагается расширить круг лиц и компаний, которые несли бы ответственность по обязательствам банкротящегося юрлица. На основании нового закона можно будет и добровольно назвать фактическую группу фирм "предпринимательской группой". Эти поправки делают бессмысленными все способы защиты активов, существующие сейчас, от банкротства в группах компаний. В проекте также описаны особенности процесса банкротства этих групп: оно примет форму внешнего управления и конкурсного производства.

Еще одно нововведение - это оговорка норм, связанных с особенностями несостоятельности транснациональных групп компаний. Поправки о "трансграничном банкротстве" расширяет понятие той самой "предпринимательской группы", выводя ее за пределы РФ. Законопроект подробно разделяет сферу деятельности российских и иностранных судов, вводя понятие "неосновного производства". Кроме того, там описывается порядок исполнения решений иностранных судов о банкротствах на территории России.

По оценке экспертов, самым заметным изменением Закона стало снижение требующихся финансовых гарантий от должника в случае, если процедура финансового оздоровления начата им без согласия кредиторов. В то время как ранее судом принималась во внимание оценка залога, имущества поручителей и залогодателей, то согласно новой редакции должник может снизить стоимость залога на сумму оценки его собственного имущества. Стоит особо отметить, что законопроект был внесен в правительство досрочно: его создания требовали от министерства лишь к июню 2010 года. При этом он был подготовлен на два месяца раньше. Интересно и то, что законопроект был внесен в правительство с разногласиями. Его не согласовали с Минфином, поэтому он сопровождается списком разногласий. Но при этом третья редакция учитывает замечания к законопроекту Минюста. Эти разногласия свидетельствуют о существенной недоговоренности Минфина с Минэкономики. Главный камень преткновения - это предложение Министерства экономики разрешить должникам, имеющим план финансового оздоровления, получать отсрочки по выплате обязательных платежей, налогов, сборов и таможенных пошлин. По мнению Минфина, такая льгота противоречит содержанию статей 8 и 9 Налогового кодекса. В них декларируется обязательное исполнение "обязанности по уплате налога или сбора". Доводы Минэкономики: Минфин в 2009 году в соответствии с антикризисными поправками был согласен применить эту льготу к законодательству. Одновременно с этим 19 июля 2009 года в НК в главу 8 статьи 63 уже попала норма об отсрочке или рассрочке уплаты налога и сбора по графику в ходе процедуры финансового оздоровления.

Кроме того, Минфин выступил против неисполнения должником соглашения и сделки, которые были достигнуты с кредиторами по предварительному согласованию перед возбуждением делопроизводства о банкротстве. В Министерстве экономики полагают, этот механизм будет защищать интересы третьих лиц, не знающих о наличии соглашения об урегулировании долгов. Этот случай будет обязывать должника возместить убытки этим кредиторам. Еще один спорный пункт - права кредиторов, требования которых не были внесены в план финансового оздоровления. Министерство экономики считает, что таких кредиторов не нужно допускать к голосованию по плану, тогда это позволит учитывать различные интересы кредиторов. А последние в свою очередь смогут заявлять о своих возражениях на ранних этапах оздоровления. Довод Минфина против такого неравенства кредиторов в том, что это позволит манипулировать голосующими в собрании кредиторов.

И все же, невзирая на разногласия, в Министерстве экономики оптимистично уверены, что после принятия этого документа к рассмотрению Белым домом, процесс займет не более двух месяцев. Ведомство также напоминает: поправки - это часть второго антикризисного плана. Изменения к законодательству о банкротстве были включены антикризисный план правительства после встречи в начале 2009 года Олега Дерипаски, гендиректора "Русала", и президента Дмитрия Медведева. На этой встрече было обозначено, что существующий закон не создает условия для эффективного финансового оздоровления компаний.

с 01 октября 2015 года. Консультирование, полное сопровождение процедуры.
Арбитражный управляющий Климова С.Е.
м. «Автозаводская», ул. Ленинская слобода, д. 26 стр. 5, офис 2805
позвонить в офис +7(495)506-6074
позвонить арбитражному управляющему +7(985)129-2289
arbitr.up@yandex.ru
   Яндекс индекс цитирования
   Rambler's Top100